Свобода

«Свобода — это ответственность. Вот почему ее боятся очень многие» 
(неизвестный автор)

Проводя анализ между свободой и ответственностью христианина, полезно помнить о том, что христиане представляют собой единый организм - ἐκκλησία (собрание) верующих. Именно этот греческий термин означает - Церковь. И именно его использовали в эпоху афинской демократии для обозначения народного схода в Древней Греции.

И отсюда вполне следует, что христианин не может быть просто одиночкой, или даже малой группой. Через Таинство Крещения человек становится частью целого. Рождается как часть единого организма. 

Не просто так беседуя с Никодимом, Господь произносит: 

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 

(Ин. 3: 3-7).

А апостол Павел однажды добавит: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». (1Кор 12:13) 

Безусловно из этого следует и довольно популярная идея понимать «всеобщее священство верующих в довольно упрощенном, слишком прямом ключе, как «власть ключей», предоставленная ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ, без исключения, к какой бы группе в христианском сообществе крещенный бы ни относился. 

На эту мысль наталкивает вроде Первое послание апостола Петра:

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1е Петра 2.9)

И вроде бы, кажется, что историю Петра исповедавшего Господа Сыном Бога Живого (см. Мтф.1:16) можно было бы и распространить на всех без исключения, кто поступает также. А это вроде может и означать, что слова, сказанные Христом в ответ, имеют отношение к любому верующему: «…дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (Мтф.16:19)

И вот она, кажется – долгожданное провозглашение СВОБОДЫ ХРИСТИАНИНА. Отныне нет и не может быть никаких авторитетов, ни церковных, ни светских. Только мое спасенное «Я» и «Бог». Прямо очень напрашивается здесь знаменитое латинское изречение: Deus meumque jus (Бог и моё право)!

Однако не все так просто и единолично. И прежде всего потому как раз, что, говоря о Церкви, мы видим перед собой не просто единообразную кашу, а вполне конкретный, Живой организм. Апостол Павел в послании к Ефесянам пишет, что глава сего Живого Тела - Христос: «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». (Еф:16)

Отсюда следует, что каждый член церкви имеет ответственность друг перед другом «в свою меру». Так, служа тем даром, теми возможностями у кого какие есть, раскрылись или развиваются, христиане в целом, и составляют «Царственное священство». Это не столько «власть ключей» - право отпускать грехи, сколько дар к содействию сего святого действа в едином Организме Церкви. Даже священнослужитель, стоящий у Святого Алтаря, не обладает этим правом сам по себе, но по воле Господа, даровавшего Церкви апостольское призвание. 

В тексте нашей литургии звучит:

На основании вашей исповеди, 
как посвящённый служитель Церкви, 
я объявляю вам благодать Божию,
и от имени, и по повелению Господа Иисуса Христа 
прощаю вам все ваши грехи 
во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Власть ключей осуществляется не от себя лично, но от Имени Божьего. Господь и есть Тот, Кто отпускает грехи руками служащего священника.

И тут стоит постоянно помнить о том, насколько в целом важно служение ВСЕЙ Церкви в целом. Исключений тут нет. Согласно Божиего Слова каждый член церкви, ответственен перед ней и ее служителями, а Церковь перед каждым отдельным верующим. 

Каков будет результат ее служения? Достойный? Сколько людей услышат Благую Весть? Сколько будут готовы пригласить Господа в свою жизнь посредством Евхаристического общения с Ним? Как часто Спаситель будет являться в этом мире через людей, носящих Его Имя?

Не зря апостол Павел, обращаясь к рукополагаемому им Тимофею призывает: 

«…будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». (1е Тим. 4:12-14)

А обращаясь к пастве говорит: 

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». (Евр. 13:17)

Также призывая к заботе о своих пастырях материально и духовно:

«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». (Гал. 6:6)

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». (Тим. 5:17)

Итак, мы видим, что СВОБОДА христианина кроется как раз в его СЛУЖЕНИИ. Христианин свободен сам, с целью спасительного служения миру. Как говорил наш реформатор Мартин Лютер: 

α — Христианин является свободным господином над всем и никому не подчиняется. 

ω — Христианин является покорным слугою всему и всем подчиняется.

Конечно все это звучит здорово – служение, но многие ли на него действительно способны?

В довольно пространном отрывке из послания Павла к Римлянам (глава 14 стихи 1-17) мы можем прочитать о том, как все же слаб человек. Насколько иногда напряженность между чрезмерной свободой и склонностью к законничеству может помешать сей благой цели?

Похоже, что к написанию этой главы апостола Павла побудила имеющаяся напряженность в римской церкви между теми, кто пришел в нее из язычников, и теми, кто был иудеем по происхождению. 

Людям часто трудно поменять свои привычки и сложившийся образ жизни. Более свободный и раскованный, по мнению представителей из иудеев, образ жизни новообращенных из язычников христиан, мог служить для них соблазном. И, наоборот, слишком «постная» жизнь, давала повод обвинить «ортодоксов» в утрате христианской свободы – ведь Господь уже исполнил Закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мтф. 5:17)

Конечно же апостол обращается к убежденным последователям Христа с обеих сторон. Совершенно ясно, что каждая группа вполне искренне считает себя правой. Тут уж, конечно, не до служения друг другу – носы бы не расквасили в усердии отстоять meum jus. Страшно, когда кто-то настаивает на своей исключительности прикрывая сие еще Богом.

Павел не пытается как-то поощрить одну группу, и принизить другую. Он старается напомнить каждому, насколько все немощны еще в вере и нуждаются в помощи, а не в осуждении друг от друга: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». (Римл. 14:1)

Конечно, это не просто, отставить иногда свою «образованность» ради того, чтобы найти точки соприкосновения, продемонстрировать понимание, которое у образованного человека точно должно быть. Но так бывает, что начитанный (часто и не того) человек слишком самоуверен в своих знаниях и в итоге его голова мало чем связана с землей. А между тем, там, в промежутке, еще и тело есть. Это вовсе не значит, что образование не нужно, наоборот. Господь призывает нас к нему в духовном плане: Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (Ин. 5:39)

Однако нужно быть все же осторожным в своем подходе к тому, что читаешь, и как? Каков Стержень личного научения? Что для него образец? Бог? Что так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную? (Ин. 3:16)

Удивительно, но та же проблема и у тех, кто слишком сконцентрирован на вопросах быта. Тех, у кого «знание земли» простой житейский опыт, никак не координируется с багажом теоретических знаний, ибо их либо совсем нет (что редко), либо крайне мало. В итоге может казаться, что они лучше знают реальное положение дел вокруг именно потому, что не перегружены абстрактными понятиями и законами, имевшими смысл некогда в прошлом, не сегодня. Но так ли это? Живет ли среди них подлинная ἀγάπη?  В конце концов опыт прошлых поколений часто позволяет не наступать на «те же грабли» нынешним. 

И понятно, что, оглядывая со стороны обе, кажущиеся непримиримыми позиции не стоит забывать, каждый из нас, по сути, часть целого. Не стоит ни осуждать, ни завидовать. Правильнее учиться сострадать неудобствам и ограниченности другого, не втаптывая, а помогая, развивая диалог. И опять тут под конец просто просится цитата из Мартина Лютера: 

«Много бед из-за того, что каждый завидует тому, как красиво сидит башмак на ноге другого, не замечая, как тот жмет и доставляет боль.

А тот, в свою очередь, не желает видеть, как красиво одет, обращая внимания лишь на неудобства.

Если бы каждый радовался успеху другого, сострадая его неудобствам и боли, все были бы, безусловно, счастливее.

Вера приносит мир и радость в сердце, а зависть и неуемная жажда стать выше всех - не даст радоваться и быть спокойным даже тому, кто сидит посреди самого рая».

Авт. Отец Иван 2024