Ангелы

Ангелы. Кто они? Как выглядят? Умеют ли воплощаться? И что об этом всем нам говорит Библия?

Ну давайте по порядку. Наверное первое, что приходит на ум прихожанину прихода посвященного радостному событию Благовещения, так это история встречи св. Марии с Ангелом Гавриилом. 

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 

(Лука 1:26-28)

Этот эпизод вполне перекликается с историей Авраама, принявшего у себя трех ангелов:

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.» 

(Бытие 18:1-5)

Откуда мы знаем, что в эпизоде о Аврааме идет речь об ангелах? Они названы просто – три мужа τρεῖς ἄνδρες[1]. Ангелы (ἄγγελος), это прямой перевод древнееврейского מלאך (малах). Вроде бы это никак не дает основания предполагать, что это именно ангелы, особые служебные духи. Скорее похоже изначально на то, что это некие благочестивые люди, получившие от Бога послание, которое им нужно было доверить Аврааму. И вроде греческое слово ἄγγελος (посланник, вестник) вполне может относиться к людям. На эту мысль нас толкает стих 8й: «И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

Но вот мы читаем историю дальше и видим, что в следующей главе 19й отошедшие от Аваама посланники Неба приходят в Содом к дому Лота и тут они тоже едят: «и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели». (Быт.19:3)

Более того история вообще принимает любопытный оборот, когда вдруг выясняется, что посланники эти выглядят вполне плотски настолько, что грешные содомляне требуют от Лота их себе для утех:

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.  (Быт. 19:4-5)

Так может быть это все же обыкновенные люди? 

Нет, далее мы читаем о том, что эти посланники обладают невиданной силой: 

«И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа». (Быт.19:9-11)

А стих 15 наконец называет их οἱ ἄγγελοι (ангелами): «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города». (Быт.19:15)

Итак, ангелы едят, пьют и проявляют свою необычайную силу. 

Как так? Мы привыкли к тому, что об ангелах говорится совсем иное, что это бесполые духи. Лишенные всяческого намека на человеческую сексуальность и точно неспособные питаться.

К этим вот мыслям нас подводит:

1. Книга пророка Иезекииля, описывающего ангелов как как удивительных существ, которых сложно описать словами: 

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня…» (см. Иез. 1:4-28.)

2. Послание к Евреям: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евреям 1:13-14).

3. Евангелие от Матфея: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мт.22:30)

Все принимает еще более странный оборот, когда мы сталкиваемся с историей, случившейся до всеобщего потопа и описанной в Книге Бытия глава 6 (Быт. 6:1-4): 

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

Это крайне непростое для толкования место в Библии. Главная сложность кроется в определении того, кого обозначает термин «υἱοί τοῦ θεοῦ»[2]?

Что же, в Ветхом Завете эта фраза, да, употребляется к ангелам (Иова 1:6; 2:1; 38:7). Многие из отцов и учителей Церкви также придерживались сего понимания (Иустин Философ, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.) 

В эту точку зрения вроде вполне вписывается и Второе послание апостола Петра: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания, и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых... (2Пет 2:4-5)»

Но возможно, под сынами Божиими понимаются благочестивые потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы, рожденного после убийства Каином Авеля. А дочери человеческие это те, кто отошел от Божьего пути. Термин исполины же (на иврите נפילים), которые в результате появились, несет в себе неопределенное значение. Оно вполне может значить и гигантскую, ни с чем не считающуюся грубую силу, и падение. От ивр. נָפַל‎ - падший, развращенный, утраченный.

И взаправду, термин «сыны Божии» в Ветхом и Новом заветах также в действительности прилагается и к благочестивым людям: (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26; Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3:26)

На стороне уже сего объяснения стоит также немалое количество отцов Церкви: Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин… 

А также более современные исследователи, в частности: португальский иезуит Педру Паэш (исп. Pedro Paez Jaramillo 1564 — 1622)[3], немецкий евангелический экзегет Кайль (Keil) Карл Фридрих (1807–1888).

Но если мы вернемся к первоначальному объяснению, и согласимся, что это все же падшие ангелы, тогда остается проблема как понимать евангелие от Матфея 22:30 - ангелы не женятся? 

Вспоминая историю Лота (Бытие 19:1-5), кается, что ангелы способны принимать человеческий, облик даже до такой степени, чтобы воспроизводить человеческую сексуальность и, возможно, способность к размножению. На эту же мысль о возможности физического явления ангелов, наталкивает и отрывок из евангелия от Марка о женах мироносицах: «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись». (Мк.16:5)

Однако это же мнение опровергается и тем, что Воскресший Спаситель говорит по явлении апостолам что: «дух плоти и костей не имеет».

«Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними».  (Лк. 24:39-43)

Конечно, евангелист Матфей фразой о том, что ангелы не женятся, лишь отмечает сам факт, но не говорит, что они неспособны. Также необходимо отметить, что тут речь идет о небесных ангелах, вовсе не падших, которым безразличен установленный Богом порядок и которые жаждут разрушения Божественного плана. Тот факт, что Божьи святые ангелы не женятся и не вступают в половые отношения, вовсе не значит, что это относится к сатане и его демонам.

Но вполне возможно и иное объяснение, а именно пример вселения духов в земную плоть. В частности, на это наталкивает образ змея в Райском саду. Падший дух мог воспользоваться плотью змея для зримого, телесного общения с нашими прародителями. Да и в Библии в целом немало свидетельств об одержимости духами:

1 Царств 16:14-15, 1 Царств 19:8-10,  Марк 5:1-17, Марк 7:24-30, Лука 7:21, Лука 8:1-3, Лука 9:37-42, Откровение 16:13-14

Итак резюмируя, кажется наиболее вероятным следующее объяснение:

  1. Ангелы, как духи вполне могут являться видимо, но не телесно, принимая вполне удобоваримый вид в отличие от того, что мы видим у пророка Иезекиля. На это наталкивает история Благовещения, и видение Ангела на камне у гроба Воскресшего.
  2. Ангелы могут пользоваться телами других людей (и зверей), тогда они вполне себе выглядят «по-плотски», в состоянии вкушать пищу и их носителя можно потрогать.
  3. Возможно ли чудесное воплощение ангела в физическую плоть? Что же, у Творца в каком-то отдельном случае, по неведомому нам плану нет ничего невозможного. Поэтому пусть этот вопрос останется открытым. Хотя мне самому кажется это маловероятным.

о. Иван 2024

[1] Септуагинта

[2] сыны Божии

[3] Десницкий А.С. профессор Толкование на группу стихов: Быт: 6:4-4