Св. Афанасий Великий

Сегодня церковь отмечает годовщину смерти Св. Афанасия Александрийского (Великого) (+373). Это действительно великий защитник учения о Троице. Потрясают виражи (5 изгнаний) его епископской карьеры и географический размах его странствий: Александрия, Тир, Трир, Сердика (совр. София), Рим, Антиохия. Разные миры сейчас, а тогда единое пространство. 
    На Афанасия нападали с разных сторон. Игра велась грязными методами, а кто сказал, что в церковной жизни бывает легко. Он был слишком неудобен. То не пускал зерно в Константинополь, то якобы убил епископа Арсения либо отрезал руку от его трупа и использовал её для колдовства (это Египет, в конце концов). 
    В новое время ругать Афанасия и местами реабилитировать Ария стало едва ли не признаком хорошего тона, особенно в кругах аристократии. Не всегда в этом признавались открыто, но тем не менее. Приведу один из примеров. Исаак Ньютон обвинил Афанасия в том, что он «сбил церковь с толку метафизическими мнениями, выраженными языком, не имевшим оснований в Писании». Введение в обиход слова «единосущный» (а не просто «подобносущный») уже было неудачным, но ещё полбеды, но вот последующее различение между терминами «сущность» и «ипостась» (которого ещё не было на самой Никее) по Ньютону было уже настоящей катастрофой. «Откровенно лживый» Афанасий способствовал тому, что далее в 381-м году с принятием Никео-Константинопольского символа «земля и живущие на ней стали поклоняться зверю и его образу. Это был также первый год Великого Отступничества». Как же учение Афанасия смогло победить? У Ньютона готов на это ответ. Во-первых, подделка документов и создание баек (Афанасий будто бы лично выдумал историю о смерти Ария в отхожем месте). Во-вторых, папство. Гонимый на востоке, Афанасий находил прибежище на западе у римского епископа. Папство использовало свою власть, чтобы установить новое учение.  
    Если взять последнюю сотню лет или чуть больше, то Афанасия обвиняли в фанатизме, политических интригах, организации погромов, создании бандитской структуры или церковной мафии, лицемерии, выступлении против свободы слова, неразборчивости в средствах. Людей просто натурально «корёжит». 
    Что сказать на это? «Горе вам, когда все будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк 6:26). 
    Хотя память Св. Афанасия совершается именно сегодня, в определённом смысле на каждой литургии церковь вспоминает о нём, когда исповедует символ веры со словом «единосущный», отстаивание которого было для Св. Афанасия вопросом жизни и смерти, потому что от учения и исповедания о Боге и Его воплощении зависело само спасение человека.

о. Алексей Стрельцов