Пастырь добрый

Библейский текст: Исаия 57: 15-21; 1 Петра. 5: 5-11; Лука 15: 1-10

Каждый раз, отправляясь в церковь на службу, я задаю себе этот вопрос: «Нужно ли мне прощение?» Нет, я вовсе не считаю себя праведником, достигшим такого уровня благочестия, который удовлетворяет Бога вполне. Вопрос этот я задаю себе, чтобы не забыть, зачем я иду в церковь.
Мы многое делаем, чтобы не забывать. Произносим слова Символа веры и молитв, каждый раз, снова и снова. Зачем? - Чтобы не забывать, во что мы верим и о чем мы просим. 
И каждый раз, слыша на службе эти слова: «Прощаются тебе грехи твои…» разве не осознаем мы себя действительно прощенными и освобожденными – бремя снято с плеч, как тяжелый рюкзак привале…

Но я снова и снова задаю себе этот вопрос: «Нужно ли мне прощение?»; и я хочу попросить вас, слушающих меня в этой церкви, верующих и, надеюсь, осознающих свою нужду в прощении, я хочу попросить вас вспомнить себя до того, как вы уверовали, и задать этот вопрос вам-вчерашним, неверующим…

«Нужно ли мне прощение?» - а зачем? За что прощение? Разве не все так живут – воруют, лгут? Разве не скрываются за внешним благополучием многих семей трагедии прелюбодеяния, и ревности, и взаимного недоверия? Все так живут, это жизнь. У кого и за что просить прощения? 
Это – мысли меня-вчерашнего. Думаю, что так или подобным образом могли бы ответить многие люди сегодня. Те, что не пришли сегодня в церковь, а нашли для себя множество других важных дел. Те, кто ходят сейчас по улицам, за этими стенами, в суете обычной жизни, от которой мы пришли сюда сегодня…

«Если Бога нет, значит все позволено» -  говорил Достоевский. Почему так? Потому что тогда – нет греха, и нет необходимости в прощении его. Кто и как может простить то, чего нет? Просто – «все так живут»… Но тот же Достоевский писал, что даже если наш разум нас убеждает в этом, наше сердце будет говорить о грехе и томиться желанием получить прощение. Это внутреннее свидетельство вложенного в нас Закона. Это -  интимные внутренние доказательства присутствия «где-то» Того, Кого мы когда-то потеряли…

15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.
16 Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. Исаия 57

Бог недалеко от каждого из нас. Просто – Он не заставляет нас выбирать наши пути. Он предлагает Свой путь, и ждёт нашего ответа, а ответ дают Ему лишь те, кто зашёл в тупик, осознал это и тогда начинает Его звать. Тот, кто, по слову Исаии, сокрушён до смерти сердца и нуждается даже не в исцелении, а в оживлении.

17 За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. Исаия 57

«Нуждаемся ли мы в прощении?» - «Нет!» - говорит нам наше сердце, идущее по своему пути. – «Зачем мне прощение? Все так живут, а чем лучше я? Я тоже хочу иметь всё это, что имеют прочие люди – квартиру, машину, деньги, карьерный рост, детей, которые станут успешными и богатыми. Разве это плохо?»
Не плохо. Только этот путь ограничивается временным и лежит по головам наших ближних. Это путь, когда «моё» всегда за счёт «другого», когда прав тот, у кого больше силы, власти, оружия. И мы все это сейчас проходим, наблюдая в прямом эфире идущую войну. 
Но Бог, Который недалеко от нас, терпеливо ждёт, чтобы мы, пройдя эту жестокую школу «своего», осознали, наконец, что мы заблудились.

18 Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его.
19 Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его. Исаия 57

Исцеление возможно только для сокрушённого сердца, путь может быть исправлен только для того, кто понял, что заблудился. А если я этого не понимаю? Если я продолжаю ломиться по головам и по судьбам других?

20 А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.
21 Нет мира нечестивым, говорит Бог мой. Исаия 57

«Нет мира нечестивым» - это приговор, который выносит не Бог, а мы сами. Мы, отказавшиеся от Его пути, отвергшие прощение, выбравшие временное и своё. 
«Нуждаемся ли мы в прощении?» - «Да!» - говорит нам совесть, этот тихий голос Божий внутри нас. Многие ли прислушиваются к этому Голосу? Многие ли осознают себя маленьким мальчиками и девочками, потерявшиеся в лесу?

Господь желает нас спасти от смерти, но Он не делает этого вопреки нашей воле, нашего согласия – в этом смысл прочитанного отрывка. Но – что Он делает для этого? Как Он ведет нас к жизни в правде? Как Он изменяет наше сердце и дух? Через Иисуса Христа. Желание Божие спасти нас воплощается в Иисусе Христе, в Том, Кто пришел к «имеющим нужду во враче», к больным. Скажите, кто в этом мире здоров и свободен от такой болезни, как грех?

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Лук.15:1,2

Видите ли вы здесь противопоставление? Мытари, блудницы, воры, каковых много на восточных базарах – и «отделившиеся и очистившиеся», берегущееся от осквернения фарисеи – что может быть различней? 
Но, правда состоит в том, что одни считались грешники и таковыми являлись, а другие, считались «праведниками» и таковыми, увы, не были. Самообман – самый страшный из обманов. 
Отделившаяся праведность превращается в самодостаточную «праведность», которой не нужен никто, даже Мессия!

«Нужно ли вам прощение грехов?»  - с этим вопросом пришел в мир Господь. Кто ответил Ему? - Нищие, калеки, отверженные мытари, проститутки, да работяги, типа рыбаков? Почему они? Да потому что, прежде всего, они – на дне, они потерялись для общества, и остальные «приличные» их презирают. Потому что их грехи очевидны, и они сами сознают это. Потому что многие из них хотят изменить жизнь, но не могут этого сделать. Не знают, как, или, обращаясь к святым, приличным и праведным, они получают отказ. И, наконец, потому – что, они, найдя спасательный круг, бросаются к Нему и пробуждаются для веры, для обновления. 
Это – как в притче о потерянной овце. Ведь, по сути, овца ничего не делает для своего спасения, все делает пастух. Он идет ее искать, он ищет ее, пока не найдет, а найдя, несет домой на своих плечах. Он, найдя овцу, созывает друзей совсем не на шашлык из непутевой овцы, а на радостный пир по поводу ее нахождения.

В этой притче – вся наша жизнь.  Бог ищет нас, потерявшихся и жалобно плачущих баранов. Бог находит нас и утешает, кормит и поит Собой. Бог несет нас по этой жизни Сам. И, в конце концов, Он приведет нас вечную радость, в свое Царствие. 
«Нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых Сих» - скажет Иисус в Евангелии от Матфея в этой же притче. 
«Обратитесь – и живите!» - для этого пришел в мир наш Спаситель Иисус. И умер на кресте Он вовсе не для того, чтобы мы умирали, но, чтобы жили.

Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. 1 Петра 5:7

Так просто сказано, и так сложно это сделать – отпустить своё и взять в руки Его.
И мы это делаем. 
Когда приходим в Церковь. 
Когда признаёмся в исповеди в своей несостоятельности.
Когда слушаем, молимся, поём. 
Но главное – когда встречаемся с Ним в Его чудесном Таинстве Алтаря, где он буквально меняет наше на Его.
А потом мы идём Его путём в этом мире. Путём помощи нуждающимся, где мы делимся Его даром вечности и показываем направление
Ведь наша жизнь, жизнь, отражающая нашего Спасителя – разве не лучшее евангелие для тех, кто окружает нас? Для тех, кто еще спит в своих грехах, для тех овец, кто еще не нашелся, но кто так же, как и мы, ценны для нашего небесного Отца.