
Библейский текст: Иез 18:1–4,21–24,30–32 1Тим 1:12–17 Лк 19:1–10
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Проповедь:
Сегодняшнее Евангелие затрагивает извечный вопрос греха, покаяния и безграничного прощения, которое Бог предлагает каждому из нас. История Закхея, описанная евангелистом Лукой (Лк 19:1-10), служит ярким примером этой преобразующей Милости Божией.
Закхей, кто это? На иврите (ивр. יכז) его имя значит достойный, чистый. Но в действительности, отражало ли оно его жизнь? История о Закхее упоминается только у евангелиста Луки, который сообщает нам о том, что Закхей — богатый человек, начальник мытарей, что он обладал небольшим ростом, и жил в Иерихоне.
В то время Земля Обетованная находилась под властью Рима, и мытари, собирая налоги для оккупантов, считались предателями и грешниками. Они вымогали у своего народа деньги, наживаясь на чужом горе.
И вот, Иисус, вопреки общепринятым нормам иудейского общества, сам напрашивается в гости к этому всеми презираемому человеку: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19:5). Зачем Он это делает?
Этот поступок Иисуса перекликается с другими эпизодами Евангелия, где Он сознательно нарушает устоявшиеся традиции, чтобы донести Свою весть до тех, кто больше всего в ней нуждается. Вспомним встречу Иисуса с самарянкой у колодца (Ин 4:1-42). Тогда для иудея было неприемлемо говорить с женщиной, да еще и с самарянкой, с исповедующей иную (хоть и близкую к иудаизму) религию. Но Иисус пренебрег предрассудками, чтобы открыть ей истину о Благодати Бога, как воде Живой.
И сегодня мир часто сталкиваемся с вопросами, касающимися моральных устоев и реформирования церкви. Почему в церкви испокон веков существуют определенные ограничения? Многие задаются вопросом, как поступал бы Иисус сегодня? Ведь Он, казалось бы, вел себя довольно революционно. Не стоит ли церкви принять буквально принцип Ecclesia semper reformanda est (Церковь всегда должна быть реформируема)?
Действительно, истинная Церковь всегда находится в процессе обновления, но это обновление должно происходить во Христе. Несмотря на свою «революционность», Иисус например избрал апостолами только мужчин. И мне думается это не просто так. Господь был настолько «феминистом», что очевидно посчитал нужным оградить дорогих Его сердцу женщин от тяжёлого, и часто не всегда благодарного пасторского труда. От возможных распрей и ссор между людьми, от решения извечных церковных вопросов и нужд...
Или вот настаивал на нерушимости брака, и обязательно между мужчиной и женщиной, ссылаясь на Книгу Бытия: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк 10:6-8). Бог задумал брак как союз мужчины и женщины, отражающий Его замысел о гармонии и единстве. Любое отклонение от этого идеала является нарушением Божьей воли. Иисус основал Свою Церковь на принципе согласования с Божьим Промыслом.
Что же, этот принцип применим как к Церкви в целом, так и к каждому из нас. В истории Закхея мы видим отражение этого пути.
Вот к примеру Закхей был богат. Как и Закхей, мы тоже богаты, но не праведностью, а грехами. Писание говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Подобно Закхею, накопившему свое богатство нечестным путём, мы часто поддаёмся искушениям и соблазнам мира, толкающего нас на неправедный путь (Иез 18:4).
Но не только соблазны, а и обстоятельства часто сбивают человека с верного пути. Вот и народ мешал Закхею увидеть Иисуса. Лука говорит, что Закхей «… искал видеть Иисуса…, но не мог за народом, потому что мал был ростом». Суета и заботы мира сего также заслоняют от нас Христа. Как и Закхей, который не мог узреть Иисуса из-за своего маленького роста и толпы, мы часто тоже чувствуем себя духовно маленькими и неспособными приблизиться к Богу.
И все же Бог уже давно все предусмотрел. Закхей залез на древо. Откуда оно взялось? Почему именно в столь нужном для него месте? Похоже древо, на которое залез Закхей, – было даром Господним. Да, конечно мы должны в жизни полагаться на собственные силы, однако «человек предполагает, а Бог располагает». Божью Благодать никогда не стоит сбрасывать со счетов. И пренебрегать Ей не стоит. Церковь, где мы слышим Слово Божье, между прочим есть то самое «древо», которое помогает нам встретить и услышать Христа. После чего, подобно апостолу Павлу, каждый из нас может сказать: «...прежде был хулителем и гонителем и обидчиком, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим 1:13-15).
Что же, если Древо Закхея образ Христа и Его Церкви, тогда схождение Закхея с дерева, после того, как он удостоился видеть и слышать Спасителя – это знак его покаяния, знак того, что произошло в его душе в сей момент. Услышав Слово Божье, очевидно Закхей осознал свою греховность и спустился с дерева (Лк 19:6). Так и мы, осознав немощь и несостоятельность перед Богом (Иез 18:21-23, 30-32), должны бы склониться перед Его волей, и отныне держать двери своей души, которые Господь открыл свою Благодатию открытыми для Него.
И вот он, вновь прямой символ - дом Закхея, куда он приглашает Иисуса, – это символ преображённой жизни. Открытые двери души. Приглашая Христа в свой дом, Закхей отдаёт Ему всего себя, всю свою жизнь. И у нас есть способ это делать, мы можем приглашать Иисуса в нашу жизнь посредством Слова и Таинств Церкви.
Думаете Господь этого не оценит? Не обратит на нас внимания? Так и крутится мысль порой — кто мы, чтобы обращал на нас внимание сам Создатель? ...
Что же, отмечу, не очень верное направление мысли. Во первых вспомним кто был Закхей — мытарем и грешником, а во вторых Иисус не просто не прошёл мимо Закхея; Он сделал большее, Он вошёл в его дом, освятив его своим присутствием. Этот поступок поразил не только окружающих, но и самого Закхея. Он почувствовал прикосновение благодати к своей душе, жаждущей истины и духовного насыщения. Как сказано в заповедях блаженства: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6).
Иногда Бог даёт нам почувствовать прикосновение Рая, чтобы указать цель нашего духовного пути. В этом проявляется Его милосердие. Но иногда, в качестве предостережения, мы сталкиваемся с тёмными сторонами мира, испытываем тоску, впадаем в депрессию, теряем смысл жизни, когда сосредоточиваемся на чем-то другом, а не на Боге.
Когда нас одолевает грусть и неуверенность, давайте последуем примеру Закхея и устремим свой взгляд на Христа, давайте будем щедры не поскупимся ни временем ни средствами, и пригласим Его через Слово и Таинства в нашу жизнь.
Отцы церкви хорошо понимали этот духовный путь продемонстрированный нам Закхеем. Григорий Богослов (329-389 по р.Х) в частности говорил:
«Будь Закхеем, который вчера был мытарем, а сегодня стал щедрым; все принеси в дар Христову Пришествию, чтобы и тебе оказаться великим, хорошо увидеть Христа, хотя ты мал ростом»
(Слово 40 На святое Крещение)
Что же, Господи, научи нас и Церковь Твою со смирением взирать на Тебя, чтобы наша жизнь всегда преображалась посредством Слова и Таинств, согласно Твоей воле. Аминь.